Назад к блогу

О Твери и не только. Интервью редактору журнала Шоколад Наталье Фоминой.

Красивая Тверь Общеизвестный факт: хорошо там, где нас нет. Мир «там» богаче и красочнее, а люди возвышенны и благородны. Не то, что «здесь и сейчас».  И это «там» настолько увлекательно, что мы часто переселяемся в выдуманный нами самими мир. А вот «здесь и сейчас» пребываем как в вынужденной командировке, безо всякого удовольствия, зато с явным раздражением. Особенно это относится к городу, в котором мы живем. Он становится настолько привычным фоном для обыденности, что одна часть тверитян, просто-напросто позабыла как много в нем красивых мест. А другой их части некогда остановиться и посмотреть по сторонам, чтобы удивиться, какой же красивой может быть Тверь. Об умении видеть красоту вокруг и ловить моменты мы беседуем с Романом Какоткиным – известным и талантливым тверским фотографом, потому что именно его работы подтверждают, что хорошо там, где мы. Город выглядит так, как как вы на него смотрите. Наша семья переехала в Тверь, и спустя месяц я пошел в первый класс. До этого мы жили на Сахалине, в Грозном, в Москве, и в  Петербурге. В Твери я живу достаточно давно. Основные мои жанровые предпочтения лежат не в сфере пафосного городского пейзажа. Мой хлеб – рекламная и коммерческая съемка. А городские пейзажи и любимое направление street - я снимаю «для души».  Мне интересны и горожане, и городская среда. Когда я только начинал фотографировать, все мои экзерсисы были связаны именно с городской средой. Просто потому что это благодатная тема для спокойной съемки: ты не закомплексован тем, что надо фотографировать людей, спокойно находишься наедине с городом, в его среде, можешь ходить по дворам и делать композиционные этюды, грамотно организовывая в кадре сложные объекты, строя необходимые планы. То есть, осваиваешь композицию. Как учебный материал городская среда – одна из лучших тем, потому что это многоуровневые композиции, сложные, интересные, с ними любопытно работать. Поэтому в первые годы я очень много снимал город, но не пейзажи, а именно композиционные этюды, эдакий супрематизм. Получилось так, что у меня накопилось довольно много симпатичных кадров о Твери – сложно пройти мимо интересного состояние природы, когда гуляешь с камерой в руках. Отчасти это связано и с коммерческой деятельностью: мы печатаем календари, нужны эффектные виды города. По-честному, наш город не так уж много снимают. Из традиционной школы его достаточно активно снимал Борис Михайлов. У него – большой архив, достаточно, на мой взгляд, интересный. Однако его работы – весьма канонический пейзажный стиль. Мне же хотелось показать город более современным, может быть, даже агрессивно современным. Сделать работы с настроением, удивить зрителя. Этого можно добиться различными эффектами. Например, вносить в кадр в процессе фотосъемки искусственные отражения – в лужах, витринах, просто стекляшках. Найти ракурс, использовать сверхширокоугольную оптику. Съемки с проводкой и зум эффектом. Получаются визуально эффектные картинки, если грамотно использовать возможности техники. Я принципиально не «фотошоплю» изображения. Все, что можно увидеть на моих фотографиях, это не коллажи, не компиляция из нескольких кадров. Я просто снимаю и делаю минимальную цветокоррекцию в процессе конвертации. Это стандартный цикл профессиональной работы. Жанр классического городского портрета, так сказать, находится вне норм для авангардных художников, за пределом сферы интересов «свадебщиков». Этот жанр в принципе оказался выпавшим из контекста. Он не нужен почти никому, а потребность в нем есть. К тому же стало модным мотивом особенно в либеральной прессе, во-первых, ругать место, в котором ты находишься. Это стало почти нормой. А во-вторых, городской пейзаж считается как будто-то низким жанром и вызывает некоторое снисхождение. А в итоге правда жизни состоит в том, что никто не снимает его хорошо. Если попросить любого фотографа – свадебного, рекламного – просто сделать какие-то виды для календаря без отрисовки в «Фотошопе», то выяснится, что очень мало кто сможет это нормально сделать. Я сам с этим сталкивался, когда направлял фотографов своей студии на такую работу. Да и в сети вы сами все наглядно увидите. То есть сделать красивый портрет города не так-то просто, но к этому занятию часто относятся снисходительно. Мне было любопытно просто показать, что в этом жанре тоже можно делать достойные работы. Ну а коль скоро я гуляю все равно все время с фотоаппаратом и попадаю в различные ситуации, в разнообразные состояния природы– дождь, закаты, рассветы, почему бы мне это не сделать даже походя? Я люблю поболтаться по городу рано утром или поздно вечером. И вот накопился довольно значительный архив. Ну и еще такой момент. Как история является политикой, так и визуальная культура является политикой. И если наша визуальная культура завязана на стандартах нероссийского характера, то это не совсем правильно. Поясню. Например, моя компания «Обоипринт» занимается тем, что печатает фотообои. Наиболее популярные сюжеты для фотообоев озвучиваются как «Хочу что-нибудь оригинальное», то есть орхидеи, Манхеттен, Нью-Йорк. А ведь если залезть в фотобанк и сравнить снимки, то зачастую – без ложной скромности – многие мои тверские виды выглядят ничуть не менее пафосно, дорого и прилично, чем фото европейских городов. И это абсолютно реальные места. Так что хотелось жанр городского пейзажа вернуть в русло нормы. Показать, что все это может выглядеть достойно. Что это не стыдно. Что Тверь можно печатать на фотообоях, что она может нормально смотреться на календаре. Что она не обязательно должна выглядеть, как печальная российская социальная реклама, а предстать модной, современной.  Я, в общем, люблю страну, в которой живу, и стараюсь показать ее на снимках привлекательно. Мне не стоило титанических усилий сделать эти работы, да я и не позиционирую себя как фотограф данного жанра.  Совершенно не нужно долго сидеть в Фотошопе, чтобы показать, что что-то выглядит лучше, чем оно есть. Оно так и выглядит. Вопрос в том, как вы на все смотрите. Например, какие-то городские мероприятия могут выглядеть смешно, немножко нелепо для творческой интеллигенции, вызывая снисходительный смешок и мысли, как, мол, это все печально, какой отвратный дизайн, какая ужасная социалка. Но знаете, если вы попадете в европе или в каком-то маленьком американском городке на такое же провинциальное городское мероприятие, то вы увидите ровным счетом то же самое. Если не хуже. Так что мы не уникальны в этом смысле. Только вот иностранцам в голову не приходит смеяться над выступлениями своих детей или местными талантами. По большому счету, каким сформировать отношение к своей стране, к своему городу – это вопрос пропаганды. Есть, к примеру, репортер Борис Михайлов (не Тверской фотограф), а есть Игорь Мухин. Оба талантливы. Мухинская серия фотографий с московскими девушками очень нежная, одухотворенная, а Михайлов, среди прочего, снял большую серию бомжей. И снял так, чтобы они были максимально анатомичны и отвратительны. Что в итоге? Мухин, при этом, живет в Москве и довольно скромно. А Михайлов переезжает в Швейцарию. И это все – вопрос политического контекста. Я считаю, что надо все же находить хорошие моменты и формировать сознание, ведь люди реагируют на все это, запоминают. Это как теория разбитого окна – когда все кругом разбито, вы будете вести себя соответствующим образом. Жизнь в депрессивной ситуации элементарно понижает уровень производства. Надо больше находить позитивных моментов, тем более, что они объективно есть. По-моему, важна не скорость движения, а именно вектор, направление движения. И я стараюсь работать именно в позитивном векторе. Хотя, понятно, что не всегда это удается. Иногда хочется и сарказм включить, и показать, как же можно так ужасно сделать дорогу или какое-то здание.  Но все равно, важно именно общее направление. Тверь в сравнительном анализе Я немало путешествовал по России – от юга и Кубани до Сибири. Много где был и могу сравнивать лица в городах и сделать выводы. Наша средняя полоса отчасти обуславливает поведение людей своим климатом: 80% времени у нас пасмурно, и особого позитива в лицах у людей не наблюдается. В отличии от юга, где почти все жители «на улыбках и на расслабоне». А еще настроение города зависит от его истории: в Твери было много промышленности, и сформировался соответствующий социальный класс весьма сдержанный в эмоциях. Положение Твери между двух столиц – это, на мой взгляд, и ее удача, и беда одновременно. Оно добавило людям определенного пафоса и нереализованных ожиданий. Многие тверитяне ощущают себя почти столичными жителями – среди молодежи уж точно. Но их надежды и патетика далеко не всегда имеют основания. А в целом люди везде одинаковы. Для русских вообще характерно то, что человек может идти по улице абсолютно хмурый, ты его останавливаешь, начинаешь разговаривать, а он в ответ улыбается и весьма адекватно с тобой общается. По мне, так это все – вопрос подхода. Это как в известном психологическом трюке: если в двух разных магазинах рядом с вашим домом в одном вас продавщица ненавидит, а во втором очень любит, то вы за неделю можете поменять их местами. Легко и непринужденно – надо одной постоянно хамить, а другой говорить комплименты. То есть нет плохих и хороших людей, со всеми можно налаживать нормальные отношения. Чуть-чуть бы нам тут лета побольше… Для меня бы идеально было месяцев восемь-девять тепла в году. И хорошая структура велодорожек. Чтобы можно было ездить. У меня шоссер один титановый, другой карбоновый. Я часто езжу на велосипеде и неплохо знаю город. Очень люблю заезжать во всякие дальние районы и местечки. На мой взгляд, в Твери очень портят ситуацию несколько моментов. Газоны – из них земля постоянно высыпается на землю, потому что они выше бордюров. Это разносится машинами, и вот она - наша постоянная грязь. Еще – полное отсутствие парковочных мест и грязные фасады в центре. Сильно уродуют город и плохие дороги. А вместе с тем я могу сказать со всей ответственностью, что туристический потенциал у Твери уникальный: лучевая структура города, архитектура, монастыри, реки в центре. При желании есть с чем поработать. Любопытная игра Центр города достаточно ограничен – примерно пара километров в диаметре. Поэтому так или иначе на стандартные городские символы натыкаешься. И когда возникает интересная природная ситуация – туман, снег, солнце и облака, то неизбежно снимаешь достаточно  банальные сюжеты. Но я лично стараюсь делать это небанальным образом. Это такая довольно любопытная игра – показывать стандартные сюжеты необычным способом. Например, весьма заезженный кадр – кинотеатр «Звезда», снятый с противоположного берега на «телевичок», плюс отражение в воде. Я же включал в кадр какие-то близлежащие ларьки, перила, использовал особую оптику. И получались необычные виды. Это здорово, потому что появляется вау-эффект и люди не сразу понимают, что это за место, не смотря на то, что оно абсолютно узнаваемое. И для мне эта творческая игра интересна. Хороша та вещь, которая с собой Я очень много снимал на пленку. Покупал ее 300-метровыми бобинами, сам проявлял. Постоянно ездил в Москву на фотографические выставки. В рамках учебного процесса, съемку на пленку освоить надо. Да, если у тебя вареные джинсы, холщовый рюкзак и прочее из набора модного хипстера, то и аналоговые процессы впишутся в образ, например, старый Polaroid. Но при современных цифровых технологиях, по необходимости несложно сделать стилизацию под пленку. А объективно, плюсов у пленки не так много. Поэтому я не вижу в ней целесообразности и сейчас ее не использую. Хотя представляю, где бы она могла иметь смысл, но мне эти жанры не очень интересны. У меня представление об идеальной камере было всегда. Эргономичная и компактная, со сменной оптикой, с определенными режимами. В годы пленочной технологии этому на какое-то количество процентов соответствовали определенные камеры – за 17 лет практики, аппаратуры через меня прошло довольно много и разной. И сейчас я остановился на беззеркальных фотоаппаратах с теми же характеристиками по оптике, по матрице, но в более компактных корпусах, чем зеркальные фотоаппараты. Они имеют ряд положительных преимуществ. Хотя существует инерция рынка, и люди не всегда осознают, что происходит и как. В том, что через 2–3 года никто не будет пользоваться зеркалками, нет никаких сомнений. Хотя в профессиональной фотографии многие еще считают, что это неправильно и несвоевременно, и идут традиционными методами. Я же около года назад во всех направлениях своей коммерческой фотографической деятельности полностью перешел на компактные беззеркальные камеры. В них много технических моментов, которые сильно расширяют творческие возможности при тех же формально-технических характеристиках. Всегда хожу по улице с фотоаппаратом. Как объяснял свой успех наш великий репортажник с мировым именем Сергей Максимишин, если я делаю много кадров в день, даже по сухой статистике у меня будет хороших кадров больше, чем у вас. Просто потому, что вы очень мало снимаете. Не говоря уже о вопросах творческого развития и соответствия канонам и навыкам. Это не более, чем его юмор, но тем не менее… О традиционном Из сладкого люблю горький шоколад, изюм, орехи, курагу. Я слежу за питанием и физической формой, но уверен, что спортзал в этом не помощник. Надо просто двигаться больше, ходить по лестницам, ездить на велосипеде, гулять. Конечно, с фотоаппаратом!) Набережная реки Волга в Твери. Центр города в вечернем освещении. Вид на набережную, городской сад, кинотеатр Звезда. Набережная реки Волга в Твери. Центр города в вечернем освещении. Вид на набережную, городской сад, кинотеатр Звезда.

Связаться со мной

Буду рад ответить на все ваши вопросы.