Назад к блогу

Краткая история мировой фотографии от руководителя музея Искра Романа Какоткина

История техники и искусства от музея фотографии Искра. 

Краткая история фотоиндустрии за 20 минут чтения - эволюция фотоаппарата.

Отзывы о музее фотографии Искра

Добро пожаловать в Музей фотографии “Искра”! 

Мы открыты с января 2019 года, но коллекция руководителя музей Романа Какоткина берёт начало в 90ее годы.  

 

Роман - член Союза Фотохудожников России, автор выставок и победитель множества  конкурсов.  

 

Всего за полгода работы музей вышел на первое место в Твери благодаря отзывам посетителей на международном сайте Tripadvisor.  

 

Наша миссия выражена в девизе ОТДЫХ ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВО  

Идея музея в том, что бы за время экскурсии увлекательно познакомить посетителей с мировой фотографии через ключевые исторические факты. 

На экскурсии вы увидите как формируется изображение, по старым снимкам и технике проследите логику прогресса фотографии.  

 

Почему Искра?  

Это название любимого советского фотоаппарата руководителя музея и позитивный слоган одноимённой газеты - Из Искры возгориться пламя.  

Портрет руководителя музея фотографии Искра Романа Какоткина

Коллекция сформирована преимущественно из предметов отечественной фотографической истории.  

 

Открытие фотографии, камера-обскура и дагеротип. 

 
Итак, перейдём к истории - об открытии фотографии объявили чуть менее двухсот лет назад - 7 января 1839 года, во Французской академии наук.  

 

Но первая в мире сохранившаяся фотография, “Вид из окна в Ле Гра”, была получена еще в 1826-ом. Этот снимок был сделан буквально на куске асфальта! Тогда французский изобретатель Жозеф Ньепс взял оловянную пластинку, покрытую слоем асфальтного лака,  разместил ее в камере-обскуре и поставил на подоконник с видом во двор на восемь часов - весь световой день.  Под действием проекции света некоторые участки высохли.  Смыв влажные участки Ньепс получил подобие первого реалистического снимка. 

 

Что же такое камера-обскура? Устройство представляет собой светонепроницаемое помещение или ящик с отверстием в одной из стен.  Лучи света, проходя сквозь него, создают перевернутое изображение на противоположной стене.  

 

Еще в V веке до н.э. этот оптический эффект упоминал Мо Цзы, позже Аристотель и другие учёные.  

 

Кстати, Вы можете наблюдать этот эффект и у себя дома. Если закроете окна светонепроницаемым материалом и оставите в нем небольшое отверстие - лучи света действительно будут проникать сквозь него, а на стене появится проекция освещённого солнцем пейзажа за окном. 

 

 И сегодня любая камера устроена по принципу камеры-обскуры.  

 

 Хотите прямо сейчас увидеть, как это работает?  На входе в музей стоит огромный фотоаппарат. Если накрыться темной тканью, то на матовом стекле можно четко разглядеть изображение, которое поступает туда сквозь объектив (раньше его заменяло небольшое отверстие).  Да-да, изображение является перевернутым. Сквозь этот матовый экран можно сделать винтажный снимок на ваш смартфон. 

Не секрет, что и наш глаз видит мир верх ногами, а мозг заботливо возвращает реальность в удобное для ходьбы положение.  

Изображение, которое формирует камера смартфона также перевернуто, но процессор выводит его на дисплей в привычном для нас виде. 

 

Прогресс не стоял на месте - вскоре химики нашли вещество, которое лучше реагирует на свет, чем асфальт.  Им оказались галогены серебра.   

 

Сначала фотографии делали на медные, а после - стеклянные фотопластинки, которые были покрыты серебром, растворённом в желатиновой основе.  Пластинки помещались в деревянные кассеты.  Чтобы сделать кадр, фотографу нужно было сфокусироваться на предмете съемки.  Затем полностью закрыть объектив, чтобы не засветить фотопластинку. Вставить кассету, отодвинуть деревянную шторку- шибер и раскрыть крышку объектива на определенное время.  Тогда свет успевал попасть на стекло, нарисовав проекцию реальности на чувствительной поверхности серебряной пластинки.  Кассета закрывалась и относилась в лабораторию на проявку.  

 

Проявка делала изображение видимым - под действием химии чернели те участки серебра, на которые попал свет из объектива.  Тени оставались прозрачными.  Так получался негатив - фотография наоборот.  

 
Печатали фотографии контактным способом с уже проявленного стеклянного негатива, повторяя засветку и проявку ещё раз. Так получался позитив - отпечаток с верной передачей светов и теней.  Размер негатива старинных фотографий обычно совпадал с размером фотобумаги.  Отсутсвие увеличения приводило к прекрасной детализации.  Вы заметите это, просматривая альбомы в нашем музее.  

 
Многие так же обращают внимание,  что на старинных фотографиях люди не улыбаются - выражения лиц и позы статичны. Тогда приходилось стоять перед камерой, конечно, уже не восемь часов, как на первом снимке Ньепса. Но тоже достаточно долго.  С изобретением дагерротипа в 1839 году время уменьшилось примерно до пятнадцати минут.  Фотографируемый объект должен был оставаться неподвижным всё это время. Вряд ли у кого-то получится улыбаться так долго.  Не удивительно, что люди выбирали наиболее комфортное положение тела и выражение лица.  

 
На обороте готовых снимков, как правило вы увидите, подпись автора и рекламную информацию, например: “Специальное увеличение портретов до натуральной величины, изготовление открытых писем с портретами и видами, изготовление портретов на брошках, брелоках, запонках, стереоскопическая съемка. Негативы сохраняются”.  

Старинная фотография

Фотоателье открывались во многих городах, в том числе и в Твери.  Иван Александрович Тачалов – известный тверской фотограф начала 20 века.  Он работал в доме купца Панова – здании на пересечении улиц Трехсвятской и Новоторжской, сейчас там находится кофейня.  Наш музей совместно с потомками фотографа проводил выставку работ Ивана Тачалова. 

Поскольку фотосъемка была дорогим и значительным событием в жизни, к походу в фотоателье тщательно готовились, наряжались, приходили целыми семьями.  Стоимость одного портрета равнялась примерно половине заработной платы рабочего в тот период.  При этом клиентам приходилось выносить настоящую пытку: дав покрыть себе лицо слоем белой пудры, неподвижно сидеть перед камерой минимум 15 минут.  
 
Чтобы обеспечить максимальную неподвижность клиента, фотографы использовали специальные устройства – копфгалтеры, что в переводе с немецкого означает “держатель головы”.  Оно представляло собой длинную тяжелую подставку, наверху которой были специальные крепления-фиксаторы. 
 
Когда фотография делала свои первые шаги - в 1830-1860 годах, объективы были весьма далеки по совершенству от сегодняшних, а чувствительность фотоэмульсии к свету очень низкой, поэтому съемка требовала сильного освещения и долгой выдержки.  
 
Снимать детей было еще сложнее, чем взрослых. Каждый фотограф изобретал свои способы, чтобы ребенок в момент съемки не капризничал и сидел неподвижно. Иначе фотографии получались смазанными.  
 
Только обеспеченные и по-настоящему увлечённые профессиональные фотографы могли себе позволить светосильную оптику, которая пропускает много света и сокращает время выдержки.  В рекламных каталогах 19 века указываются цены на объективы. Самый дешевый объектив можно было встретить за десять царских рублей, самый дорогой – полторы тысячи.  Что по нашим подсчетам примерно равняется полутора миллионам современных рублей. Стоимость приличной иномарки.  
 
К концу 19 века, с развитием технологий и удешевлением материалов, фотографии стали более доступны, их цена снизилась в разы.  Но по-прежнему, стать фотографом было не просто - требовались знания физики, химии и оптики, художественный вкус и дорогостоящее оборудование. 

 

Обработка фотографий – привычное явление современной жизни.  Но и задолго до появления фотошопа и мобильных приложений, болeе 170 лет назад уже редактировали изображения - ведь люди всегда хотели выглядеть привлекательно. Фотографы-ретушёры удаляли морщинки, делали фигуру и лицо стройнее аналоговыми способами - дорисовкой и выцарапывающем негатива или отпечатанного снимка.  

 
Станок для ретуши позволял разместить негатив и подсветить его зеркалом напросвет, как подсвечивают объект исследования в микроскопах. Так что, можно сказать - в 19 веке Фотошоп был деревянным.  

Станок для ретуши негативов

Помните мы говорили о стойке для фиксирования человека - копфгалтере?  Когда она попадала в кадр, её убирали ретушью. Но история знает примеры, когда со снимков исчезали политические лидеры, становившиеся неугодными.  На лекциях мы показываем такие примеры - следы ретуши найти не просто.  

 
Но вернёмся к фотоаппарату. Первые лет сто фотоаппараты выглядели так: крупный светонепроницаемый корпус в виде ящика или складной гармошки, светочувствительная пластинка в кассете, большой латунный объектив.  Но фотография шла по пути увеличения удобства и компактности для пользователя.  

 

В 20-е годы произошел переход на кинопленку 35 миллиметров. Ту самую, которую мы привыкли называть “фотопленка”, хотя изначально она создавалась для кинематографа. Отверстия перфорации позволяли удобно прокручивать её из большой кабины в киноаппарате.  

 
 

Первым фотоаппаратом с такой пленкой стал прототип Оскара Барнака, а на его основе - легендарная немецкая Leica. Камера, на которую во многом велась хроника второй мировой войны.  Вспомним строки знаменитого советского поэта Константина Симонова: 

 

“От Москвы до Бреста 
Нет такого места, 
Где бы не скитались мы в пыли. 
С Лейкой и с блокнотом, 
А то и с пулеметом 
Сквозь огонь и стужу мы прошли.” 

 
В Советском Союзе запустили в производство ФЭД - названную по инициалам Феликса Эдмундовича Дзержинского. Именно в детской трудовой коммуне его имени в Харькове наладили выпуск этих фотокамер.  В основу легла фотокамера Лейка, которая была ощутимо переработана. Так под управлением знаменитого педагога Макаренко, молодое советское государство вело борьбу с беспризорностью и осваивало новые технологии.  

 
Известен ли вам термин “зеркалка” или зеркальный фотоаппарат? Первую в мире малоформатную зеркальную камеру создали именно в Советском Союзе - это фотоаппарат “Спорт”.  Опытную партию выпустили в 1934 году, серийно с 1937 года.  Американский журнал Modern Photography писал: “Русские победили ведущие промышленные страны мира в изобретении наиболее важного типа фотоаппаратов ХХ века”.  

 
Помимо технически совершенных и относительно дорогих камер “ФЭД” и “Спорт” был налажен выпуск более простых и дешёвых моделей для детей и фотолюбителей - Весна, Юность, Школьник, Заря, Эстафета, Мир и знаменитая Смена.  Все камеры представлены в экспозиции музея Искра. 

 
Зеркальные фотоаппараты набирают особую популярность в 50-е годы. Ведь изображение, которое видит фотограф в видоискателе зеркального фотоаппарата в совпадает с тем, что в итоге попадает на пленку.  В более ранних дальномерных же камерах, видоискатель расположен отдельно - сбоку от объектива. Поэтому возникает эффект “параллакса” - расхождение между видимым и получаемым изображением.  

 
В эти годы формируется японская пятёрка лидеров - Canon, Nikon, Olympus, Minolta, Pentax.  Кстати, большинство из них начали свою историю с копирования дальномерок Лейка.  

 
 

А самой популярной и доступной зеркальной фотокамерой в СССР стал Зенит, выпускавшийся на Красногорском заводе.  Например, Зенит-Е выпущен в количестве 3,5 миллионов экземпляров и широко экспортировался по всему миру, включая Японию и США.  Зенит-Е стал самой массовой зеркальной фотокамерой в мире.   

 
 

Благодаря зеркальному видоискателю стало возможным применять мощные телеобъективы и макрооптику.  И с развитием зеркалок происходит рост в спортивной фотожурналистике, анималистике и макросъёмке.  Зеркалка совмещала компактность и удобство дальномерок типа Лейки и ФЭД с точностью фокусировки по матовому стеклу как на старинных фотоаппаратах.  

 
В музее представлены многочисленные модели Зенит и фоторужье как у Шарика из Простоквашино на основе этой же камеры. Вы сможете не только подержать его, но и сфотографироваться.  

 
Стоит сказать и о технике для спецслужб.  История знает примеры размещения крошечных камер на голубях, съёмочной аппаратуры в кольце, часах и других предметах. В экспозиции Искры размещена спецкамера КГБ - фотоаппарат Аякс. Секретная малогабаритная камера, которая крепилась под верхнюю одежду на груди и маскировалась накладкой в виде пуговицы пальто. Уходящий в карман тросик позволял отрегулировать диафрагму и бесшумно спустить затвор.  

 
Изюминка периода 60-х годов - широкоформатный фотоаппарат Искра. Руководитель музея Роман Какоткин, уже более двадцати лет снимает на эту модель. Размер негатива больше, чем на ФЭДах и Зенитах обеспечивает высочайшее качество кадра. В программу экскурсии музея входит показ слайдов на большом экране и вы сможете по достоинству оценить уровень плёночной фотографии.  

 
Среди других любопытных вещей Советского периода - самая маленькая в мире зеркальная камера Нарцисс. Она была весьма совершенной технически и достаточно дорогой - 85 рублей в начале 60хх годов - целая зарплата. Приятно взглянуть и на нарядную картонную коробку фотоаппарата в музее.  

 
А еще, вы знали, что панорамная съёмка была изобретена задолго до смартфона?  Одним из ранних советских панорамных фотоаппаратов является ФТ. Его изобретателя вы наверняка знаете по схожему названию пистолета Тульский Токарева или ТТ - оружие победы.  Именно с этим пистолетом в руках Макс Альперт запечатлел атаку на знаменитом снимке "Комбат" в 1942 году.  В 1948 году Фёдор Васильевич Токарев разработал оригинальный панорамный фотоаппарат ФТ. Более поздняя версия ФТ-2 делает снимок на плёнке протяженностью в три кадра, охватывая поле в 130 градусов. В музее вы увидите старые снимки Твери, сделанные на эту камеру.  

 
Не обошла советская промышленность и кинолюбителей.  Для любительского домашнего использования выпускалась линейка камер Спорт. Катушка плёнки хватало буквально на одну минуту, запись велась без звука. Вам будет любопытно заглянуть в её видоискатель.  

 
К камерам более высокого класса относится Красногорск. На неё, к примеру были сняты кадры фильма “Гив ми либерти” Кирилла Михайловского для Каннского кинофестиваля в 2019 году. По словам оператора картины Уайтта Гарфилда, формат “привнес в изображение дополнительную живость”. Так что советская аппаратура всё ещё в строю! 

 
А самая массовая в мире камера - Смена 8М. Она попала в Книгу рекордов Гиннеса т.к была выпущена к количестве 21 миллион экземпляров.  Почему же она была так популярна? Параметры съемки настраивались по простейшим иконкам в виде символов погоды - солнечно/облачно. Пользоваться камерой было просто, без чтения инструкции, качество снимков было хорошим, камера надёжной, а цена очень низкой. Поэтому Смену любили во всём мире. В музее представлена вся линейка фотокамер Смена.  

 
История мировой фотографии была бы не полной без моментальных снимков - знаменитый Полароид был почти в каждой семье.  Но первый патент на одноступенчатый процесс был получен ещё в 1923 году. Идя заключалась в том, что вся необходимая химия упакована вместе с бумагой. И после нажатия на кнопку, химия начинала проявлять выезжающий снимок. Такие материалы разрабатывала фирма Агфа в 1930 годы, но массовый выпуск освоил американский Полароид в 1948 году. Название фирмы стало синонимом самому процессу - как это произошло с фирмами Ксерокс и Термос.  

 

В 50-60 годы в СССР освоили выпуск камер схожего типа - Момент и Фотон, но они не получили такого распространения из-за дороговизны и редкости расходных материалов.  Зарубежом моментальная фотография стала наиболее популярной к 70 годам 20 века.  

 
Сейчас мы живём в мире цифровой фототехники, но когда она появилась? Первый цифровик создал инженер компании Кодак в 1975 году. После нажатия на кнопку и ожидания 20 секунд, эта трехкилограммовая камера записывала на плёнку обычной аудиокассеты цифровой снимок с разрешением 100х100 пикселей. Да, это всего одна сотая мегапикселя. Перефразируя знаменитую фразу астронавта, скажем: это маленькая фотография, но огромный шаг в истории.  

 
Ещё одна американская компания Кодак известна нам в основном по компактным мыльницам 90хх годов и сети фотокиосков. Однако, продавать дешёвые массовые камеры Кодак начал в конце 19 века.  Семья последнего русского императора использовала камеры этого типа, известен снимок дочери Николая Второго -  великой княжны Анастасии. Это один из ранних подростковых селфи снимков, сделанный через зеркало.  
 

Вернёмся в более близкие времена. Поначалу профессиональные цифровые камеры продавались для информационных агенств и стоили очень дорого.  Но к 2003 году Кэнон делает прорыв, выпустив цифровую зеркалку Canon EOS 300D стоимостью менее 1000 долларов.  

 
Уже в 2005 году лидирующими японскими компаниями было продано почти 65 миллионов цифровых фотоаппаратов и только 5 миллионов плёночных. К 2006 году прекращается выпуск плёночных фотокамер и с этого момента наступает закат серебрянной и рассвет цифровой фотографии.   

 
Сейчас прогресс выводит на пик олимпа профессиональные беззеркальные системные фотоаппараты. Если раньше для наблюдения изображения из объектива требовалась система зеркал, что бы обойти плёнку, то теперь можно вывести картинку непосредственно с матрицы на дисплей. А значит, можно сделать камеру компактнее и точнее.  

 
Технические характеристики снимка по-прежнему зависят только от двух обстоятельств - матрицы и объектива. Зеркальный, электронный или дальномерный при этом видоискатель - не имеет значения.  

 
Впрочем, большинство фотографий в мире производится на камеру, которая всегда с вами - камеру мобильного телефона. И такие снимки порой побеждают в престижных конкурсах, публикуются в прессе.  

 
Таким образом, за 180 лет своей истории, фотография прошла путь от огромных деревянных камер с человеческий рост к тем, что умещаются в кармане брюк.  

 
Жива и плёночная фотография -  в основном среди хипующей молодёжи и в галерейной деятельности, где важен малый тираж и ручная работа. 

 
Совершенно не важно, какая у вас техника, если вы фотографируете улыбку ребёнка или первые весенние цветы, ведь фотография - отражения реальности, оставленные в вечности. 

 
Спасибо, что прочли этот материал!  

 

Мы стараемся делать по-настоящему классные экскурсионные программы, съёмки на старинную технику с печатью красной комнате, кинопоказы с лекциями. Будем рады увидеть вас в музее и очень признательны за ваши отзывы о нашей работе.  

 

До встречи! 

Профессиональный фотограф Роман Какоткин - портфолио:

1. Рекламные фотосесси и представительский портрет, съёмки для организаций

2. Праздничные и торжесвенные мероприятия, свадебная съёмка и событийные репортаж 

3. Модельное и актёрское портфолио, детские, семейные и индивидуальные фотосессии

 

Готов ответить на любые вопросы - напишите на электронку сейчас или просто позвоните!

Связаться со мной

Буду рад ответить на все ваши вопросы.