Назад к блогу

О Пасхе и не только.

Пресса сообщала, что крестный ход начнется в Воскресенском кафедральном соборе в 23.15. Немного недооценив время в пути, я ускорил шаг по улице Спартака. С собой у меня была компактная камера с двумя объективами - шириком и штатником, дополнительный аккумулятор и штатив-горрилопод. Все это хозяйство было уложено в маленькую сумочку через плечо, которую я нес на пузе, уподобляясь валютчикам. К собору я прибежал ровно к 23.15. Довольно много людей и машин, в храме не протолкнуться. Я сделал пару проходных кадров с рук и проходивший мимо представитель Тверского казачества с чубом за ухом, любезно предложил мне поснимать с лестницы. Вообще, и я неоднократно это упоминал, я не религиозен и отношу себя скорее к агностикам. В превосходной формулировке Бертрана Рассела. Может поэтому, а может и нет, в церкви я всегда чувствую себя как шпион. Но главное, пожалуй, даже не это. Искренне хочется увидеть таинство, что-то сакральное. А любое наблюдение за любым религиозным служением и обрядами мне все время видится балаганом. В случае с нашими восточными и кавказскими братьями, еще и опасным балаганом. Скорбные дамы, испуганные мужики, пропитые казаки в засаленной одежде, крупные матроны в леопардовых пальто, барышни средних лет с прозрачной накидкой на голове и в короткой юбке, известная бандитская супруга в выходной церковной одежде - черные кружева. Авто с говорящими номерами припаркованы у церкви, остальные подальше. Несколько пацанов начальных классов школы снуют в храм и обратно, покупая гражданам свечки. Толкотня, голоса: - Молодой человек! Свечку сломаете! - Сейчас салют посмотрим и пойдем домой. На крыльцо вышел казак и попросил людей расступиться: У них одежды видите какие? Пышные! Наконец, из ворот храма стала выходить процессия. Пухлые священники цыкали на казаков, пацанов, прихожан, но кадилом махали. Народ ломанулся за группой в золотых одеждах, стараясь идти как можно ближе.  К концу круга загорелись буквы ХВ и народ замер в ожидании салюта. Пары обнялись, многие достали мобильные телефоны и начали снимать традиционное вертикальное видео. Салют был действительно хорош. Так же хорош, как на день города. Долгий, громкий, яркий, зрелищный.  Однако, немного побродив с камерой в толпе, я в смешанных чувствах отправился к выходу. По дороге снял как отец семейства поджигает на улице свечки своим детям. На Спартака меня стали обгонять авто, выезжающие с мероприятия. Первой был черный внедорожник Range Rover, туго набитый носами и с номерами ВОР. Небольшое послесловие. Все-таки, православие, в его наилучшем и чистом выражении, я считаю наиболее оптимальной моделью для России. С точки зрения семейных ценностей, служению Родине и т.п. Но этому мешают определенные  известные перегибы. Впрочем, буддизм, например в Тайланде, еще больший балаган. Нужно наклеить статуе Будды немного сусального золота на ту часть его тела, которую нужно у себя поправить или вылечить. Потому, на голове Будды в Тайланде востребован только нос - его жители страны хотели бы видеть например европейского. И пару слов про казачество. Казачество я считаю верхом военной иерархии мира, казаки России дали бы фору и рыцарям и самураям и янычарам. Их окутанные мистикой навыки, например характерный бой, широко встречаются в дошедших рассказах и литературе. Казаки - сильнейшее и наиболее эффективное войско как для охраны границ, так и для решения внутренних проблем. Но то, во что превращается казачество сейчас - фольклорные коллективы со странным контингентом, вызывает только сожаление. Жаль, что этому правительству не понадобилось сохранить многовековые военные традиции и сделать казаков одним из символов сильной России. Впрочем, это уже не про Пасху.

Связаться со мной

Буду рад ответить на все ваши вопросы.