В интернете мы часто видим определение "профессиональный фотоаппарат" и споры в блогах и соцсетях какая камера может считаться профессиональной, а какая любительской.
Давайте поставим точку в этом вопросе.
Во-первых, решим, кто такой профессиональный фотограф.
Главный критерий профессионального фотографа таков: это человек, который использует фотографию как основной источник своего дохода.
Второй - достаточная квалификация для выполнения поставленных профессиональных задач.
Третьим критерием можно было бы назвать профильное образование, но его в стране практичски нет. Да и в творческих профессиях множество известнейших и успешных людей являются самоучками, поэтому данный пункт можно не включать в определение.
Профессиональный фотограф - это человек, зарабатывающий посредством фотосъёмки гонорар средний по рынку или выше. И имеющий навык для достижения ожидаемого требовательным заказчиком результата.
Иными словами, человек, который работает на постоянной работе, а по выходным бомбит свадьбы - не профессиональный фотограф. Так же, я быне стал относить к профессионалам человека, который решает вопросы своей полной професиональной непригодности за счёт максимально нетребовательной аудитории и стоимости собственных услуг заметно ниже рынка.
Сложнее обстоит дело с так называемыми "фотохудожниками". Но опять же, если автор получает гонорары от сотрудничества с галереями, от издательства книг, преподавания, то его можно назвать профессионалом. Если он активно снимает закаты и котов, но работает не по фотографическому профилю, то профессиональным фотографом его не назовёшь. Переходим к следующему пункту - понятию профессионального фотографического инструмента.
Что такое профессиональный фотоаппарат?
Какую фотокамеру можно считать профессиональной, а какую любительской?
Студийный мужской портрет
Теперь перейдём к определению профессиональной фотокамеры.
Основыные критерии таковы - прочность корпуса, большой ресурс затвора и технические характеристики.
Однако, данные критерии требуют расшифровки.
Характеристики профессионального фотоаппарата.
Корпус профессилнальной фотокамеры выполняется из сплавов металла или ударопрочных полимеров. Для максимально продолжительной и увернной работы в тех условиях, для которых эта камера создана. Такой фотоаппарат, как правило, имееет герметизацию основных узлов от пыли и влаги.
Прочный корпус и защита от пыли и влаги.
Второй момент - ресурс затвора. Так как профессионал снимает постоянно и много, то профессиональный фотоаппарат обычно имеет увеличенный ресурз затвора, расчитанный обычно на 150-300 тысяч срабатываний до замены узлов.
Повышенный ресурс срабатываний затвора.
Третий - любительские режимы камеры. Такие как спорт, пейзаж, дети, еда и т.п. Профессионал прекрасно знает, тчо все эти режимы - это игры с выдержкой и диафрагмой. Поэтому, хорошо представляя себе как устроена техника, он пользуется только основными - приоритетом диафрагмы и ручным режимом, реже приоритетом выдержки и автоматическим с возможностью сдвига экспопары. Но никак не режимами "еда" или "животные".
Только профессиональный режимы и возможность оперативного управления на корпусе.
Четвёртый момент - наличие разьёма для вспышки и студийногг синхронизатора. При отсуствиии "горячего башмака" мы гарантированно имеем дело с любительской фотокамерой. Исключение могут составлять только подводные и иные виды специнструмента.
Разъём для подключение вспышек, синхронизаторов и студийного освещения.
Пятый - развитая система. Профессиональный фотоаппарат гарантированно является частью развитой фотосистемы. В которую входят десятки или сотни объективов для решения любых задач - от съёмки интерьеров и ночных пейзажей, до животных, спорта, насекомых и т.п. Плюс, батарейные блоки и ручки, увеличивающий продолжительность работы камеры, специальные фотовспышки и другие аксессуары.
Развитая система подключаемых аксесуаров и оптики для любых задач.
Слот для второй карты памяти можно назвать шестым пунктом. Данное техническое решение позволяет профессиональному фотографу избежать возможности потери данных на отвественных съёмках, производя запись сразу на две карты памяти. Если одна из них сбойнёт, то данные останутся на второй.
Разъёмы для одновременной записи на две карты памяти.
Седьмой пункт условно можно назвать как соотвествие актуальным характеристикам. То есть, камера должна обладать скоростью затвора от 30 секунд до 1/8000 секунды или короче, т.к. часто применяемая в любительских камерах 1/2000 не позволит работать в солнечный день светосильной оптикой. Выдержна синхронизации должна быть достаточно короткой, например 1/250 секунды. Разрешение матрицы так же можно отнести к этому пункту. С оговоркой, что для некоторых профессиональных задач требуется не высокое разрешение, а низкие шумы - этому критерию соотвествуют камеры линейки Сони S-серии.
Современные харатеристики скорости затвора, разрешения матрицы, низкие шумы на высоких ИСО и т.п.
Ещё одна оговорка касается того, что мы говорим об актуальном инструменте. Старый 6 МП фотоаппарат, который 10 лет назад стоил 5 тысяч долларов, не перестал быть профессиональным по факту инжинерной мысли, но уже не соотвествует многим современным критериям.
Если говорить о рынке беззеркальных фотоаппаратов, то критерием профессионального инструмента полностью соответсвуют камеры Сони 7RIII & A9, и практически полностью не соответсвуют новые полнокадровые Никон и Кэнон. Как ввиду отсутствия разъёма для второй карты памяти, так и в связи с полным отсуствием развитой профессионльной системы.
Пейзаж в Выборге
Отдельным пунктом можно назвать уровень сервиса. Только топовые производители оборудования обеспечивают техническую поддержку стабильной работы своего инструмента на крупных мероприятиях, имеют профессиональные программы сервиса для квалифицированных пользователе, возможность оперативного ремонта. Это очень важный аспект, который затрагивает именно рынок топовой аппаратуры. Такие программы работы с профессиональными фотографами имеют Кэнон, Никон и Сони.
Критерии и определение профессионального фотоаппарата.
Профессиональный фотоаппарат - это инструмент, являющийся частью развитой профессиональной системы, имеющий возможность коммуникации с дополнительными аксессуарами, обладающий усиленным и защищённым корпусом и повышенным ресурсом затвора, максимально адаптированный для тех условий работы, для которых он создан, эргономичный для длительного комфортного использования, имеющий только те органы управления, которые необходимы квалифицированному пользователю.
Иными словами, если на головках управления фотоаппарата вы видите режимы типа "спорт" и "дети", основной рабочий функционал спрятан в меню, нет возможности крепления дополнительных питающих рукоятей, вспышек и студийных синхронизаторов, развитой системы оптики (включающей супертелевеки, макроооптику, сверхширокоуголники и т.п.), корпус которого не защищён от погодных условий, а ресурс не расчитан на интенсивную эксплуатацию, то такой фотоаппарат не может считаться профессионалным.
Что, разумеется, не помешает использовать даже такой инструмент для решения каких-либо конкретных профессиональных задач.
Можно ли делать профессиональные фотографии на любительскую камеру?
Что важнее - творчество или инструмент, фотоаппарат, объектив, вспышка, владение фотошопом.
Статья даёт определение современному профессиональному фотографическому инструменту. Если по большинству параметров камера соотвествует определею, то она является профессиональной. Если по большиснтву критерие не соотвествует - то скорее всего, речь о любительской модели.
Есть ли исключения из этих правил? Конечно, их множество. Посмотрите прекрасные работы Райна Мак Гинли или Терри Ричардсона. Они зачастую используют простейшие плёночные фотоаппараты, что подчёркивает их устоявшийся и узнаваемый стиль.
Некторые пейзажисты зачастую снимают на относительно современные, а иногда и на антикварные форматные камеры типа Тойо, Лингофф, Диадорф, Синар и т.п. Они совершенно не соотвествуют критериям современной профессиональной фотографии, но прекрасно подходят для создания художественных снимков пейзажей, студийного портрета или натюрморта.
Существуют специально сконструированные камеры для съёмки быстродвижущихся объектов. Для съёмки в ИК диапазоне. Для подводных фотосъёмок и другая спецтехника. Вся она не относится к данным определениям в полной мере и является очевидным исключением.
Разумеется, данная статья иллюстрирует только технические характеристики фотографического "железа", не завтрагивая вопросы творчества, т.к. они не имеют никакого отношения к предмету рассмотрения.
Подводя итог: можно сколько угодно ломать копья в академических определениях, но оспорить выводы данной статьи дело заведомо обречённое на провал. Важно помнить другое - любой инструмент может отлично подойти для конкретных задач. Посмотрите в сети Поляроидные снимки Андрея Тарковского или съёмку пинхол на самодельные фотокамеры из картонной коробки. Да, такие инструменты не позволяют решать редакционные задачи, съёмки спортивных мероприятий или журнальной рекламы. Но даже простая любительская камера позволит вам сделать выразительные снимки.
Если, конечно, вам есть что сказать этому миру.
Viber, WhatsApp, сотовый: +79056026622
Звоните любым удобным способом прррррямо сейчас!
До встречи на съемках!