Назад к блогу

Будущее фотографии по ту сторону зеркала или мой новый Canon

Прогресс не стоит на месте и мы находимся на пороге очередной революции в технике получения изображений. Для того, что бы точнее понять происходящее придется немного углубиться в историю фотографии.

Эволюция фотоаппаратуры шла по пути универсализации и миниатюризации. Как правило, это нисколько не улучшало качество изображения, но прогресс не всегда делает вещи лучше, да и статья не об этом. В начале 20го века с появлением кинопленки и фотоаппаратов Лейка (а точнее с ее прототипа - камеры Оскара Барнака) произошла маленькая революция.

Компактные камеры, как правило, со складным объективом, заменили габаритные репортерские "крокодилы" и "гармошки".

Изобретение дальномера позволило фотоаппаратом фокусироваться точно и быстро. Летопись войн первой половины 20го века была создана камерами этого типа.

Однако позже появился фотоаппарат зеркальной конструкции. Сейчас сложно сказать кто первым выпустил подобную камеру - возможно немецкая Экзакта, возможно это был советский Спорт. Зеркальные камеры не были компактнее. Но они позволяли получить на фотографии именно то, что было видно в зеркальный видоискатель. Дальномерные камеры имели ряд недостатков:

  • разница между видимым в видоискателе и на пленке из-за параллакса, досадного дефекта отдельного видоискателя;
  • неудобство использования специальных объективов, особенно теле и макро.

Зеркальные камеры избавили фотографов от этих нюансов, а дальнейшее развитие оптики довершило свое дело - большинство профессиональных фотографов перешло на работу зеркальными камерами.

Дальномерки остались востребованными только в узкой среде ценителей, прежде всего среди репортажных стрит фотографов. Среди неоспоримых плюсов дальномерных камер я бы отметил несколько:

  • отсутствие зеркала в конструкции позволяет более свободно проектировать оптику, зачастую максимально приближая заднюю линзу к поверхности пленки\матрицы. Эта свобода в проектировании позволила создавать оптические шедевры, прежде всего, среди широкоугольных объективов, что невозможно в объективах для зеркальных камер;
  • компактность. Причем как самих камер из-за отсутствия зеркала и пентапризмы видоискателя, так и компактных объективов с малым рабочим отрезком.

Так же важными качествами для стрит фотографов является тихий спуск затвора и возможность постоянного визирования в удобный светлый видоискатель.

Дальномерные камеры линейка

Но ситуация продолжает меняться, изменились технологии. И сейчас, как никогда ранее, стало возможным совместить лучшие стороны упомянутых конструкций в одной. Но об этом немного подробней. Все мы наблюдаем бум на беззеркальные системы. Их стало просто несметное количество и постоянно появляются новые. Это Sony NEX, Samsung NX, Panasonic Lumix DMC-GH,G,GF, Olympus Pen, Pentax Q, Nikon V1 и J1. Формат матрицы варьируется от неплохого APS-C до 3\4 и Micro 3\4, и крошечных матриц Pentax и Nikon.

Во всей этой истории есть несколько моментов, достойных внимания.

Во-первых, совершенно очевидно, что если мы говорим о профессиональной аппаратуре, то матрица должна быть полной, т.е. 24х36 мм.

А во вторых, что-то в этой гонке не видно одного из самых явных лидеров индустрии - компании Canon.<>

Собственно хочется сказать, что революция произойдет именно тогда, когда беззеркальные камеры станут обладать полной матрицей, широкой линейкой профессиональной оптики, развитыми аксессуарами. И все это воплотит в жизнь именно компания Canon. Для меня это очевидно. Именно такие камеры нового типа полностью лишат смысла существования и профессиональные зеркальные камеры - слишком громоздкие и медленные, и беззеркалки с маленькой матрицей - как мало отличимые по габаритам, но серьезно отличимые по качеству, и такой анахронизм, как камеры Leica M, ограниченные в использовании оптики и аксессуаров из-за дальномерного видоискателя.

Современный электронный видоискатель позволяет увидеть именно то изображение, которое рисует объектив, вне зависимости от того какого он фокусного расстояния и какие фильтры и насадки используются.

Почему именно Canon сделает камеру нового типа и задаст качественный стандарт? Потому, что Canon делал это и раньше. Революционная система EOS навсегда изменила современный фотоаппарат, а ряд решений, воплощенных Canon в 1991 году до сих пор не до конца реализованы в конкурирующих системах. Canon был вынужден отказаться от старого байонета FD и сделать систему, опередившую время.

К тому же Canon - очень крупная компания, имеющая более полувековой опыт производства фотоаппаратов. Отчасти конкурировать с ней может только Sony, но уже выпущенная линейка камер и оптики NEX не позволит Sony производить новую камеру с полной матрицей.

Теперь несколько слов о функциях камеры будущего. Можно считать дальнейший текст как фантазией, так и прогнозом.

Итак, появится она в конце 12го - первой половине 13го года. Название будет совершенно новым. Разрешение примерно 30-32 Мп. Новая линейка оптики, разумеется телецентрическая. Так как при малом рабочем отрезке важен угол падения лучей на матрицу. Будут выпущены два ультракомпактных объектива - "блинчика" с фокусными расстояниями около 42-50 мм и 22-28 мм. Светосила около 2.0. Стандартный профессиональный зум добавит диапазона фокусных расстояний в обе стороны - что-то наподобии 22-105\2.8. Возможно, выпустят профессиональный телеобъектив 70-300\3.5. Камера будет оснащена GPS, но фотографии можно будет дополнять не только информацией о месте съемки, но и звуковыми комментариями.

Фотографии можно будет скинуть на компьютер с помощью беспроводных сетей. Значительно расширятся функции видео, возможно появится возможность писать двойное по разрешению Full HD - 2K-4K. Появится запись видео не менее 200 кадров в секунду. Впрочем, фото тоже будет сниматься не менее 10-12 кадров в секунду в максимальном качестве. Разумеется во время записи будет корректно работать автофокус т.к. как он будет двух типов - фазовый и по контрасту.

Хочется верить, что появится возможность надежно синхронизировать внешние вспышки по радиоканалу без дополнительных устройств. Програмная часть позволит сразу снимать в HDR и делать панорамы. Возможно появится хорошо реализованная имитация использования цветных фильтров и ИК съемка.

Будет выпущен адаптер, позволяющий использовать оптику EOS с сохранением всех функций. Более того, возможно будет сохранен байонет, что позволит компенсировать разницу в рабочем отрезке обычным удлинительным кольцом. Однако в этом не будет особого смысла т.к. новая линейка оптики будет проектироваться принципиально иначе, станет намного компактнее и с более высоким разрешением.

По габаритам фотоаппарат будет незначительно больше чем Canon серии G. Это будет довольно угловатый брикет из магниевого сплава, тонкий и продолговатый. Байонет займет почти всю ширину передней панели. Эргономика и управление скорее всего не претерпят значительных изменений.

Связаться со мной

Буду рад ответить на все ваши вопросы.