Итак, находясь в долгом и неоправдавшемся ожидании, что мой любимый Canon выпустит толковую полноматричную беззеркалку, о чем я уже писал ранее, я был вынужден купить лучшее из имеющегося - Sony NEX 7. Вкратце о том как так вышло и почему именно ее.
Естественно, за годы практики вполне сложился образ идеального фотоаппарата. Качества, которые мне необходимы:
- компактность;
- удобство ручного управления;
- высокое разрешение;
- наличие видоискателя;
- наличие поворотного дисплея.
Что же остановило от приобретения беззеркалок от других производителей?
Olympus и Panasonic - дорогая оптика, среднее разрешение, матрица меньших физических размеров, отсутствие поворотного дисплея.
Nikon - очень маленькая матрица при тех же внешних габаритах камеры, соответственно, невозможно получить малую глубину резкости и сопоставимое качество изображения.
Pentax - те же проблемы, что и Nikon.
Fuji - у топовой модели неприличные габариты, у более простых отсутствует видоискатель. У всех нет поворотного дисплея. Относительно дорогая, и главное, совершенно не компактная оптика.
Почему я так акцентирую внимание на поворотном дисплее? Практика показала, что его наличие просто координально сказывается на съемке, манере и сюжетах. Большинство интересных репортажных кадров я сделал именно благодаря наличию поворотного дисплея. Люди просто не замечают, что их фотографируют, когда снимаешь с линии пояса на компактную камеру. Так же это позволяет снимать с вытянутых рук - возможность более точно передать перспективу архитектуры, снимать в условиях людных мероприятий.
Так же отдельно хочется сказать о линейке оптики. У Sony не самая обширная линейка. Из недостатков я бы отметил малое количество светосильных и компактных объективов, относительно высокие цены на качественную оптику. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что цены на несколько популярных объективов - "блинчик" 16/2.8, 30/3.5 Macro, 50/1.8 - вполне демократичные.
Для меня очень важна компактность оптики т.к. если уж покупать именно беззеркальную камеру, то во многом именно ради габаритов. Ведь хороша та камера, которая всегда с тобой. И приобретать камеру с габаритами обычной зеркалки, но с худшим автофокусом и за большую стоимость - довольно бессмысленно.
Так же скажу, что на мое решение купить именно Sony повлияло еще несколько факторов. Во-первых, я долго, внимательно и подробно изучал зарубежные сайты, смотрел и скачивал тестовые снимки. Я пришел к выводу, что именно NEX 7 дает качество, сопоставимое с моим Canon 5D Mark II, но при габаритах карманной мыльницы. Практика это подтвердила. И второе, как говорится, миллионы мух не могут ошибаться - в нем что-то есть. Иными словами, многие топовые фотографы работали именно на системе NEX и практические отзывы были положительными.
Но камеру я использую уже достаточно давно и у меня сложилось о ней полное мнение. Поэтому, расскажу о выявленных для меня недостатках. А они, конечно, есть.
- Хваленое удобство использование неавтофокусной оптики все же весьма умеренное. Следует сначала нажать одну, затем вторую кнопку для увеличения части изображения, затем отогнать увеличенный фрагмент мелкими шажками на необходимую часть кадра. Это позволяет фокусироваться очень точно, но не слишком оперативно. Насколько мне известно, у Panasonic ручная фокусировка реализована в один клик и куда более оперативна.
- Управление. На самом деле, управление Sony NEX 7, реализовано необычайно удобно. Два колеса в моем случае чаще всего выполняют функцию экспокоррекции и управления диафрагмой, т.к. я работаю в приоритете диафрагмы в 90% случаев. Но эти колеса слишком легко вращаются, что порой сбивает настройки. Выбор режима съемки и коррекции экспозиции вспышки только через меню. Не удобно, но жить можно - не самые важные настройки.
- Нестандартный горячий башмак - крепление для вспышки. Это наконец-то исправили в Sony NEX 6, но в моей камере можно использовать только родные вспышки Sony. Самое неприятно, что это мешает мне работать в студии со стандартным ИК-пускателем студийного света. А синхронизация с импульсным студийным светом посредством кабеля на этой камере не предусмотрена. Поэтому в студии я снимаю только с постоянным галогеновым светом.
- Поворотный дисплей имеет только одно направление движения. Это лучше чем ничего, но на горизонтальных кадрах это создает заметные неудобства.
- У меня довольно быстро облезли и почти отвалились резиновые накладки на камере. Сдавать в сервис по гарантии я не решился т.к. это может занять до 40 дней по закону. А второй беззеркалки на каждый день у меня нет. Поэтому я был вынужден искать двухсторонний промышленный скотч 3M Skotch , что стоило немалых трудов. И оклейка все же вышла далекой от заводской, отчасти потому, что резинки несколько растянулись.
- Многострадальная кнопка записи видео, о которой уже много написано, расположена действительно более чем неудачно. Я очень часто обращаю внимание, что не могу сделать кадр из-за того, что случайно запустил запись видео и сначала нужно его остановить. А камера не столь быстро это делает и момент часто бывает упущен. Слышал, что это та же уже исправили в Sony NEX 6.
- Камера очень задумчивая. Ей нужно некоторое время на подготовку после включения. Но самое неприятное - это ожидание после серии кадров, особенно с относительно длительной выдержкой. Снимая в сумерках, сделав 3-7 кадров и желая посмотреть результат, придется подождать именно несколько минут, а не секунд.
- Автофокус - конечно, он ощутимо хуже того, что стоит на зеркальных камерах. В условиях яркого освещения это не так сказывается. Но при недостатке света нюанс становится весьма заметен. Но самое неприятное - это попытка сфокусироваться, например, на ветки или кисть руки, находящиеся на переднем плане. Эта задача для камеры почти невыполнима - фокус всегда уходит на задний план. Опять же, говорят, что на Sony NEX 6 совместили фазовый и контрастный автофокус, добившись большей стабильности. Ничего не могу сказать - не пробовал.
Почему я не покупаю Sony NEX 6? Пока у меня нет уверенности, что в новой камере все действительно работает ощутимо лучше, чем во флагмане Sony NEX 7. Хотелось бы больше послушать мнений о новой камере, особенно от тех, кто пользовался обоими. У нее несколько ниже разрешение, довольно высокая стоимость, и, как мне показалось, довольно крупные габариты.
Почему я так часто упоминаю высокое разрешение, ведь сообразно распространенному и в целом верному мнению фотографов, это не так важно? Все просто - одно из направлений моей деятельности - печать качественных фотообоев. И файлы с разрешением по длинной стороне в 6000 пикселей тянутся на формат три метра ощутимо лучше, чем файлы с разрешением 3000-4000 пикселей. Такова суровая правда. И если бы я не был вынужден учитывать это направление использования, а снимал бы только для себя и на сайт, то юзал бы пожалуй какой-нибудь компакт с несменным светосильным объективом, относительно крупной матрицей и разрешением не более 10 Мп.
Что хотелось бы увидеть в идеальной беззеркальной камере? Пожалуй, все-таки полноразмерную матрицу 24 х 36 мм, возможность использовать линейку оптики от зеркалок, скорректировав разницу в рабочем отрезке простым переходным кольцом, достойный процессор без зависаний, стандартное крепление вспышек - горячий башмак, стабильный автофокус с удобным переключением в ручной, плоский компактный корпус, наличие в линейке нескольких ультрокомпактных относительно светосильных объективов по приемлемой стоимсоти.
Отдельно хочется сказать о линейке беззеркальных камер фирмы Samsung. Если честно, на сегодняшний момент, их линейка мне кажется наиболее совершенной, сбалансированной и осмысленной. По оптике - действительно компактный универсальный зум Samsung 20-50mm f/3.5-5.0 стоит всего 7 т.р., ультратонкий и светлый универсал Samsung 30mm f/2.0 - 8 т.р., светлый портретник Samsung 45mm f/1.8 NX неизвестно за сколько, но думаю не больше 13 т.р., светосильный и компактный Samsung 16mm f/2.4 - 8 тр. Я считаю что это отличная линейка по весльма привлекательной цене.
А камера - Samsung NX200 стоит всего 15 т.р. Samsung NX20 стоит ощутимо подороже, но 2 видоискателя и поворотны дисплей - это уже полная замена зеркалке. Впрочем, стоимсоть все равно нижем, чем у аналогичных Sony NEX 6 и 7. Управление организовано отлично, башмак стандартный, корпус надежный и плоский, на NX20 по настоящему толковый поворотный дисплей, к тому же Super Amoled. Я скачивал тестовые снимки, сделанные в лаборатории/студии. Судя по ним, NX200 почти не уступал по качеству RAW Sony NEX 7. Но отзывы о Samsung довольно разные и я не решился взять эту камеру. Поэтому, будет крайне интересно услышать мнение людей, которые по настоящему использовали эту систему, а лучше обе системы.
В следующих заметках я немного расскажу об используемой оптике, переходниках, тилт адаптерах и прочих интересных штуках.